Готовим к зиме систему отопления

  • Дата добавления
    21.09.16
  • Просмотров
    2571
  • Рейтинг:
    3.7/3
Об исправности элементов системы отопления загородного дома необходимо позаботиться заранее. Тем более, что профилактические работы не займут много времени и не потребуют наличия опыта или специальных знаний.

Поиск протечек

Наполняем систему

В систему открытого типа (с естественной циркуляцией), будем наливать воду небольшими порциями через расширительный бачок. Желательно, чтобы вода была дистиллированной. После каждой порции делаем короткую паузу, ожидая, пока из труб выйдет вытесняемый жидкостью воздух. Прекращаем операцию после того, как бачок будет заполнен на 2/3.

Систему закрытого типа (с принудительной циркуляцией можно наполнять по-разному: через специальный сливной или наливной кран, или же (в случае прямого соединения с водопроводом) после открытия водозапорной арматуры в нижней точке трубопровода. Наливать воду перестаём после того, как манометр покажет давление 1,5-2 бара.

В некоторых закрытых системах вместо воды используется антифриз. Применять его целесообразно, если в зимний период дом эксплуатируется не постоянно, а лишь время от времени. Нагнетание антифриза производится через наливной кран при помощи ручного или электрического насоса.

система отопления
система отопления

Ещё один способ проверки системы — опрессовка: в наполненном отопительном контуре при помощи компрессора создаётся избыточное давление (4-5 атм.), которое и выявляет все скрытые дефекты

Продуваем трубы

После того, как трубы будут наполнены, из системы следует выпустить накопившийся в ней за лето воздух. Для этого на всех радиаторах откроем краны Маевского. Находясь под давлением, воздух будет выходить из них с характерным шипящим звуком. Закроем краны сразу же, как только из них начнет капать вода.

система отопления

Если в системе есть циркулярный насос, имеет смысл продуть и его. Открутим соответствующий винт и подождём, пока не выйдет весь воздух. Закрутим винт обратно и запустим насос на несколько минут. Затем всё повторим сначала. Теперь при откручивании винта должна пойти вода — это значит, что воздух стравлен. Добавим теплоноситель и выровняем давление. Понаблюдаем за манометром. Если давление стабильное — протечек нет. Если же оно постепенно падает — где-то происходят протечки.

Ищем протечки

система отопления

Как правило, причиной протечек является повреждения уплотнителей, разгерметизация кранов или задвижек. Внимательно проверим все запорные элементы и стыковочные узлы системы. При необходимости заменим поврежденные детали на новые, предварительно спустив воду. По окончании работ снова наполним трубы и поднимем давление до необходимых значений. Ещё раз проверим показания манометра.

Проверка котла, пробный пуск

Оцениваем состояние котла

система отопления

Внимательно осмотрим корпус устройства. На нем не должно быть трещин, сколов, каких-либо других серьёзных механических повреждений. При наличии подобных внешних дефектов запускать котел не рекомендуется! В этом случае необходимо обратится за помощью в сервисную службу: самостоятельно устранить такие повреждения вряд ли удастся. Исключения составляют мелкие царапины, которые не способны повлиять на работу оборудования.

Чистим камеру сгорания

Отопительные приборы нуждаются в ежегодном техническом обслуживании. В частности, следует обращать внимание на состояние камеры сгорания в твёрдотопливных и газовых котлах.

система отопления

В процессе эксплуатации на её стенках оседает толстый слой сажи и древесного дёгтя. В результате КПД агрегата значительно снижается, что влечет за собой дополнительные расходы на отопление. Для чистки будем использовать специальную щетку-ёрш и современные химические средства (например, фирмы «Фаух»). Перед началом работ следует отключить подачу газа в котёл и слить теплоноситель.

Промываем теплообменник

Это устройство представляет собой змеевидную медную трубку, помещенную в «щетину» из тонких металлических пластин. Внешне оно напоминает автомобильный радиатор и служит для нагрева циркулирующей по трубам воды.

система отопления

Теплообменник — обязательная деталь в котлах любого типа. При использовании водопроводной воды каждые 3-5 лет в нём скапливается накипь, которая существенно снижает эффективность отопительной системы, и рано или поздно приведет к её выходу из строя. Считается, что промывкой теплообменника должны заниматься исключительно специалисты, но обойдётся такое удовольствие весьма недешево.

В то же время, очистить змеевик самостоятельно не так уж сложно. Для этого залейте в него обычное средство от накипи для чайников и утюгов, оно быстро и эффективно удалит из агрегата накопившуюся грязь и известковые отложения.

Почистить устройство снаружи проще всего при помощи мойки высокого давления. Если в хозяйстве она отсутствует, не беда: отвезите теплообменник в ближайшую автомойку, где его и помоют за небольшие деньги.

Проверяем тягу

система отопления

Нарушение тяги в дымоходном канале говорит о его повреждении или засоре. Подобные дефекты могут стать причиной отравления угарным газом, поэтому отнестись к ним надо серьёзно. Если же тяга хорошая — дымоход в порядке и в дополнительном обслуживании не нуждается. Проверку рекомендуется проводить не реже, чем раз в год перед отопительным сезоном.

Отрежем небольшую полоску бумаги, подожжём её и поднесём к камере сгорания. При хорошей тяге пламя будет направлено в сторону топки. Другое дело, когда огонь отклоняется в противоположную сторону. В этом случае дымоход нуждается в чистке или ремонте.

Пробный пуск газового котла

После наполнения трубопровода и устранения протечек осуществим пробный пуск системы. Запустим циркуляционный насос и включим котёл. Терморегулятор поставим на 40 градусов. Подождём около часа и проверим, насколько хорошо нагрелись радиаторы в комнатах.

Нагрев должен осуществляться по всей площади прибора. Если радиатор нагрелся только наполовину — это значит, что он завоздушен или же в нем присутствует накипь или мусор, случайно попавший при монтаже.

В первом случае устройство необходимо продуть (см. выше), во втором — промыть. Если недостатков не обнаружено, переключаем котел на 65 градусов и оставляем работать еще на 3-4 часа. Убедившись в равномерном нагреве всех приборов, выключаем систему и сливаем воду.

Проверка циркуляционного насоса

Тест на исправность

система отопления

Работоспособность насоса так же, как и котла, определяется при тестовом запуске. Существует несколько признаков, по которым можно судить об исправности насосного оборудования:

  • устройство не вибрирует и не шумит;
  • создаваемый им напор соответствует указанному в техпаспорте;
  • насос не перегревается;
  • не останавливается сразу после запуска или в процессе работы.
 

Минимальное время тестового прогона — 10-15 минут. При необходимости в случае, если эффективность работы агрегата вызывает какие-то сомнения, рекомендуется сделать несколько запусков по 15-20 минут с небольшим интервалом.

Возможные проблемы и их решения

С особым вниманием следует проверять аппарат, который проработал уже несколько лет. Во время теста могут быть выявлены следующие дефекты.

система отопления

1 Насос шумит, но вращение отсутствует. Это может происходить из-за того, что вал мотора окислился, или же в насос попал посторонний предмет.

Решение Отключаем питание и сливаем воду из труб. Демонтируем аппарат, выливаем теплоноситель, разбираем корпус, вытаскиваем двигатель и ротор. Последний резко проворачиваем рукой: теперь он сможет двигаться самостоятельно. При наличии мусора — удаляем его и ставим на входном отверстии прибора фильтр-сетку.

2 Двигатель устройства стоит, шума нет. Обычно причина кроется в отсутствии питания или в скачках напряжения, из-за которых мог сгореть предохранитель.

Решение При помощи тестера заме¬ряем напряжение на контактах насоса. Смотрим, правильно ли он подключен к сети. Меняем сгоревший предохрани¬тель на новый.

система отопления

3 Оборудование запускается, но вскоре перестает работать. Подобное поведение насоса говорит о том, что между статором и ротором накопилась накипь.

Решение Демонтируем устройство, раз¬бираем двигатель и чистим его с помо¬щью специальных средств.

4 Сразу после запуска устройство начинает вибрировать. Вибрация двигателя свидетельствует об изношенности одного из подшипников.

Решение Меняем непригодную деталь на новую.


Сергей Васильев
Сам № 10 2016